Церковь Святой Троицы
Незабываемое впечатление производит эта церковь на людей. Для того, кто впервые в здешних краях, вид возвышающейся, словно белая свеча колокольни, средь густых мещёрских лесов, вселяет благоговейный трепет. Будто сам Всевышний своей всемогущей силой возвёл её там, где, казалось, не ступала нога человека.
Первое упоминание о погосте Эрлекс (слово погост означает «селение с кладбищем») в Патриарших книгах датируется 1676 годом, в связи со строительством храма — церкви во имя Святого Николая Чудотворца. Каменный же храм строился с 1825 по 1868 гг. и был освещен в честь Святой Троицы. Этот факт протяжённого по времени строительства отразился на архитектуре церкви. Начав строительствово вкусе позднего классицизма с его монументальностью и простотой, здание было закончено во вкусах ложно-византийского стиля, отчего к типичной для позднего классицизма крупномасштабной однокупольной постройке прибавились четыре малых купола и величественная пятиярусная колокольня, обильно украшенная кирпичным декором.
Храм расписывался художниками московской Академии художеств, мастерами Мстеры, Палеха и местными умельцами. Стены, арки и перекрытия всех помещений церкви расписаны во 2-ой половине XIX века в поздне- академической стилизаторской манере. Лишь несколько икон первого яруса главного иконостаса выполнены в конце XIX в. Настенная живопись сохраняется и ныне. В целом убранство Троицкой церкви с. Эрлекс представляет собой большую художественную и историческую ценность.
В настоящее время храм действующий. Знакомство с ним входит в экскурсионную программу, которая включает так же и ознакомительный экскурс в историю села Эрлекс, архитектурой и внутренним убранством храма.
Первое упоминание о погосте Эрлекс (слово погост означает «селение с кладбищем») в Патриарших книгах датируется 1676 годом, в связи со строительством храма — церкви во имя Святого Николая Чудотворца. Каменный же храм строился с 1825 по 1868 гг. и был освещен в честь Святой Троицы. Этот факт протяжённого по времени строительства отразился на архитектуре церкви. Начав строительствово вкусе позднего классицизма с его монументальностью и простотой, здание было закончено во вкусах ложно-византийского стиля, отчего к типичной для позднего классицизма крупномасштабной однокупольной постройке прибавились четыре малых купола и величественная пятиярусная колокольня, обильно украшенная кирпичным декором.
Храм расписывался художниками московской Академии художеств, мастерами Мстеры, Палеха и местными умельцами. Стены, арки и перекрытия всех помещений церкви расписаны во 2-ой половине XIX века в поздне- академической стилизаторской манере. Лишь несколько икон первого яруса главного иконостаса выполнены в конце XIX в. Настенная живопись сохраняется и ныне. В целом убранство Троицкой церкви с. Эрлекс представляет собой большую художественную и историческую ценность.
В настоящее время храм действующий. Знакомство с ним входит в экскурсионную программу, которая включает так же и ознакомительный экскурс в историю села Эрлекс, архитектурой и внутренним убранством храма.